ОЛЬГА ЧЕРНЫШЕВА: «САМОЕ ВАЖНОЕ – НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ДУМАТЬ И РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»

В продолжение публикаций о людях, занесенных на Доску почета Ачитского городского округа, рассказ о Чернышевой Ольге Александровне, учителе русского языка и литературы МКОУ АГО «Ачитская СОШ».

Чернышева Ольга Александровна в 1975 г. окончила Бакряжскую среднюю школу и поступила в Свердловский государственный педагогический институт на филологический факультет. В 9-10 классах русский язык и литературу у Ольги Александровны преподавала молодая учительница, поступившая в Бакряжскую школу по распределению после окончания московского ВУЗа. Она была талантлива, умна, владела художественным словом, любила литературу, чем и заразила юную ученицу. Трудовую деятельность Ольга Александровна начала учителем русского языка и литературы в Верхтисинской школе, в Ачитской средней школе работает с 1990 года. Более 20 лет является куратором групп с очно-заочной (вечерней) формой обучения.

Это в основном дети группы риска, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, чаще всего они успешно сдают итоговую аттестацию и получают аттестат об основном общем и среднем общем образовании. В данных группах за последние годы обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам, они требуют пристального повышенного внимания. С момента введения ЕГЭ ежегодно работает организатором в аудитории в пункте проведения экзаменов (ППЭ).

Ольга Александровна ни разу не пожалела о выбранной профессии. Она несколько раз пыталась уйти в другую сферу, но всегда возвращалась обратно.

«В школе мне нравится. Нравится общаться с учениками, преподавать свой предмет. Нравится, что каждый день нужно многому учиться, восполнять знания. На уроках нет стандартов и шаблонов преподавания — полный простор для творчества педагога. В школе невозможно соскучиться, мы всегда сталкиваемся с разными интересными ситуациями. Если даже неважно себя чувствуешь, то в школе все отходит на второй план», — говорит Ольга Александровна.

Чернышева О.А. награждена Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов в свете современных достижений науки и культуры, формировании интеллектуального и нравственного раз- вития личности и многолетний добросовестный труд»; имеет профессиональные награды областного и муниципального уровня.

Разговор с Ольгой Александровной начался с рассуждений о профессии педагога, учительских принципах и стандартах.

По мнению Ольги Александровны, учитель должен быть, прежде всего, профессионалом своего дела, человеком, знающим очень хорошо свой предмет, умеющим в любой ситуации быть на высоте. Он должен здесь и сейчас ответить на каверзный вопрос пытливого ученика, а не перелистывать сухие файлы Интернета. Современный учитель – это яркая сильная личность, имеющая своё «лицо» (недаром в далёком прошлом у слов «личность» и «лицо» единый исторический корень). Это человек, обладающий нравственными ценностями, понимающий и действующий по принципу «что такое хорошо и что такое плохо».

С ее точки зрения, учитель – это человек, который понимает любого ученика, принимает его со всеми его «плюсами» и «минусами», выстраивает общение, опираясь на хорошее, доброе, светлое начало в ученике. Гуманное отношение к ученику, уважение его как личности – это залог успешности учителя.

Вот та триада, вот те «киты», которые держат учителя и помогают ему вести за собой своих учеников. Всему остальному можно научиться, а личностные составляющие, наверное, человек получает на генетическом уровне.

Помимо вышеперечисленных принципов, Ольга Александровна называет следующие, которые использует в своей работе:

— Педагог должен быть честным во всех отношениях, ученики чувствуют любую фальшь. Если ты честен по отношению к ученику, то дети примут тебя. С детьми нужно уметь договариваться, превращая урок в своеобразную игру, где играющие должны соблюдать определённые условия, которые нарушать нельзя. Этот приём работает даже и со старшеклассниками. Современным детям нравится договариваться.

Педагог должен уметь общаться с разными людьми: родителями, учениками. Делать это нужно достаточно уважительно и так, чтобы твой оппонент понимал, что ты видишь в нем личность, знаешь его достоинства. Ни в каком случае нельзя унижать учеников. Дети бывают разные, бывают сложные, но, тем не менее, к каждому ребенку надо относиться по-человечески — это один из главных принципов.

С точки зрения Ольги Александровны, самое важное, что должен сделать педагог – это научить ребенка работать самостоятельно. Учитель является проводником, направляющим детей, умеющим вести их за собой. Ребенка нужно ставить в условия, когда он должен решить какую-то проблему самостоятельно под руководством педагога. Человек, научившийся в школе работать самостоятельно, в дальнейшем легко будет решать проблемы и задачи сам.

На вопрос какие, на ее взгляд, в школе должны произойти изменения для того, чтобы она стала соответствовать современному развитию общества, Ольга Александровна ответила:

— В школе во все времена и века одной из главных фигур является всегда учитель. От того, какой он, зависит очень многое. Чтобы в школе произошли позитивные изменения, нужны молодые, энергичные учителя. Школа – это важная часть жизни учителя, перекликающаяся с личной и перетекающая в неё. Одно не должно мешать другому, тогда в душе рождаются гармония и душевное спокойствие. А всё это даёт силы жить и творить.

Светлана Трапезникова, преподаватель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения:

— Ольга Александровна очень серьезный человек и замечательный педагог с огромнейшим опытом работы. За эти годы у нее сложилась своя система преподавания. Особенность преподавания Ольги Александровны – научный подход к обучению. О профессионализме педагога говорят высокие результаты обучения. Много лет Ольга Александровна заведовала вечерней школой, где контингент абсолютно разный и ко всем она находила подход и понимание. Так же моя коллега обладает прекрасными организаторскими способностями как педагог, как классный руководитель. Ольга Александровна идет в ногу со временем, используя современные технологии в своей работе, всегда ездит на курсы по освоению новых знаний.

Екатерина Власова.
Фото Андрея БЫЧКОВА.

Другие авторы
Оцените автора
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика